+7 (499) 322-94-40

Статьи
Роль лифтов в пожарной безопасности высотных зданий

bae12e3b.jpg

Немного истории

 

Пассажирские лифты в их современном виде – следствие появления многоэтажных зданий, что, в свою очередь, вызвано желанием максимально использовать площадь, выделенную под здание.

 

Первым зданием, в котором появился пассажирский лифт, стало пятиэтажное 24-метровое здание EV Haughwout Нью-Йорке, на углу улиц Брум ‑ стрит и Бродвей, построенное в 1857 году по проекту Джона П. Гейнора, Лифт предназначался для богатых посетителей модного магазина, размещённого в доме. Лифт приводился в действие паровой машиной, установленной в подвальном этаже, и служил рекламным целям. Скорость движения – 0,2 м в сек.

76b6a1f3.jpg

Первое высотное здание, 10 этажей, 42м - HomeInsuranceBuilding, «небоскрёб», как его тогда назвали, был построен в Чикаго в 1885 г. В этом проекте архитектор Уильям Ле Барон Дженни впервые реализовал идею несущего каркаса, основного метода строительства небоскрёбов, используемого по сей день.

 2.jpg

По этой технологии построен, например, «символ Америки» в Нью-Йорке - Empire State Building, 102 этажа, высота 381 м до крыши и 443,2 м до макушки, сдан 1 мая 1931 г.,

3.jpg

и самое высокое здание Burj Khalifa - 163 этажа (плюс дополнительно 46 в шпиле и 2 в фундаменте), 828 м, сдан 4 января 2010 г..

 4.jpg

Высотный дом без лифтов не обладает требуемыми функциональными возможностями. Лифт – неотъемлемая часть здания.

 

В здании EmpireStateBuilding установлено 73 лифта. В здании Burj Khalifa – 57, скорость их движения – 10 м в сек.

 Пожар – основная опасность для высотных зданий

 Высотное здание подвергается многим опасностям, но всё же основная из них – это опасность пожара. Существующая статистика чрезвычайных происшествий в высотках полностью это подтверждает.

Начиная с высот 80 м эвакуация людей и тушение пожара с использованием подъёмников, установленных на специальных автомобилях, крайне затруднена.

Поэтому лифт – почти единственный способ для пожарных и спасателей быстро подняться к очагу пожара. Для этого лифт должен сохранять работоспособность в течение заданного времени после начала пожара. Такой лифт называется лифтом для транспортировки пожарных подразделений.

 

Для того, чтобы лучше понять решения по лифтам для пожарных, сначала кратко рассмотрим общие подходы к обеспечению пожарной безопасности высотных зданий, а затем, в этом контексте – требования к лифтам для транспортировки пожарных подразделений.

Подходы к обеспечению пожарной безопасности высотных зданий

Основными подходами к обеспечению пожарной безопасности высотных зданий являются:

 Как следует из изложенного, обеспечение пожарной безопасности – сложная системная задача, при решении которой проектировщикам следует учесть множество факторов, начиная от функционального назначения проектируемого здания, климатических и др. природных условий и заканчивая выбором строительных и конструкционных материалов, инженерных решений и конкретных типов систем и приборов.

 ГОСТ Р 52382-2005. Лифты для пожарных

 Поскольку нашей задачей является определение роли лифтов в обеспечении пожарной безопасности, обратимся, прежде всего, к ГОСТ Р 52382-2005, «Лифты для пожарных». Так же рекомендуем предварительно ознакомиться с документом «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, ПБ 10-558-03».

 Этот ГОСТ не только устанавливает правила зонирования помещений внутри высотного здания, пределы огнестойкости, но и концептуально описывает подходы к использованию лифтов для пожарных при тушении пожаров.

 В то же время, понимая всю сложность обеспечения пожарной безопасности в высотных зданиях, стандарт содержит ограничительную пометку:

 «Пределы огнестойкости для ограждающих конструкций шахт, машинных помещений и лифтовых холлов лифтов для пожарных, также, как и пределы огнестойкости шахтных дверей, дверей машинных помещений и лифтовых холлов, действительны для жилых зданий высотой до 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой не более 50 м и зданий с не более чем одним подземным гаражом.

 Для зданий большей высоты, а также для особо сложных и уникальных зданий должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты, включающие в себя комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий.».

Учитывая, что жилые задания выше 75 м – пока ещё экзотика, стандарт покрывает практические потребности широкого круга специалистов и даёт базовые знания для начала проектирования более высоких сооружений.

Пассажирские лифты и лифты для пожарных

Самостоятельное использование лифтов жильцами (персоналом) при пожаре запрещено.

 По действующим правилам после сигнала «Пожарная тревога» лифт должен игнорировать любые вновь поступившие вызовы и приказы. Если кабина движется вверх, то направление её движения меняется на противоположное. Кабина движется к этажу выхода из здания для эвакуируемых людей, на нём двери автоматически открываются. Дальнейшее движение лифта возможно, только если он является «лифтом для транспортирования пожарных» и только в режиме «пожарная опасность».

 Лифт для транспортирования пожарных подразделений (Лифт ТПП) – это лифт, оснащённый системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

 В условиях нормальной эксплуатации лифт ТПП работает наравне с другими лифтами здания – в индивидуальном или групповом режиме.

Пожарный управляет лифтом только из кабины и только он вправе принять решение об использовании лифта для пожарных для эвакуации пострадавших или находящихся в опасности людей с помощью лифта для пожарных.

 Концептуально ГОСТ Р 52382-2005 рассматривает здание следующим образом (рисунок 1).

  

Рисунок 1. Пожарозащищённые помещения в здании.

 1--1.jpg

1 - лифтовая шахта, образующая отдельное пожарозащищённое помещение и проходящее через все этажи здания; 2 - лестница (путь эвакуации), образующая отдельное пожарозащищенное помещение и проходящая через все этажи здания; 3 - пожарозащищённые лифтовые холлы, каждый из которых образует отдельное пожарозащищенное помещение на каждом этаже; 4 - полезные площади здания, которые на каждом этаже могут иметь одно или несколько пожарозащищённых помещений

 Огнестойкие строительные конструкции ограничивают объёмы лифтовой шахты, лестницу, лифтовые холлы (это отдельные пожарозащищённые помещения), полезные площади здания. Проходы между ними осуществляются через огнестойкие двери.

Обычно привод лифта располагается в защищённой шахте лифта, если он располагается в смежном помещении, то огнестойкость перегородки (перекрытия) отделяющего машинное отделение от шахты не нормируется. Лифтовая шахта и машинное отделение снабжается системой вентиляции и создания избыточного давления воздуха. Все проходы через лифтовую шахту снабжаются огнезащитными преградами с необходимым пределом огнестойкости.

Стандарт устанавливает, что должны быть приняты следующие меры для обеспечения работоспособности лифта ТПП и обеспечения безопасности пожарных:

  2--2.jpg

Рисунок 2. Схема электроснабжения лифтов ТПП.

 1 - основной источник энергоснабжения; 2 - резервный источник энергоснабжения; 3 - распределение энергоснабжения; 4 - автоматическое переключение с основного на резервное; 5 - обычные лифты; 6 - лифты для пожарных; 7 - другое важное оборудование здания; 8 - другие обычные лифты, входящие в групповую установку с лифтом для пожарных.

 Варианты размещения лифта для пожарных в лифтовых шахтах по ГОСТ Р 53296-2009

 ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» - второй, очень важный стандарт прямого действия. Во многом его требования совпадают с требованиями ГОСТ Р 52382-2005, «Лифты для пожарных».

 Этот стандарт рассматривает 4 варианта размещения лифта ТПП в шахте и связанные с каждым типом размещения требования по огнестойкости используемых конструкций.

 3-----3.jpg

Рисунок 3. Схема одиночного размещения лифта для пожарных.

1 - лифт для пожарных; 2 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 - ограждающие конструкции шахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 - лифтовый холл (тамбур); 6 - противопожарные двери 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении.

4----4.jpg 

Рисунок 4. Схема размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими пассажирскими лифтами.

 1 - лифт для пожарных; 2 – пассажирские. лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 - ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими нормативными документами; 7 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 8 - лифтовый холл (тамбур); 9 - противопожарные двери 2‑го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении.

 5-----5.jpg

Рисунок 5. Схема размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами.

1 - лифт для пожарных; 2 - пассажирские лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 - ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7- противопожарные двери 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 - лифтовый холл (тамбур).

 6-----6.jpg 

Рисунок 6. Схема размещения лифта для пожарных с проходной кабиной в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими пассажирскими лифтами.

1 - лифт для пожарных; 2 - пассажирские лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахт пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 - ограждающие конструкции шахт пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими нормативными документами; 7 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовые холлы; 8 - лифтовые холлы (тамбуры); 9 - противопожарные двери 2-го типа лифтовых холлов в дымогазонепроницаемом исполнении

 Стандарт определяет, что:

  • Лифт ТПП должен размещаться в выгороженной шахте (рисунок 3). Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 120 мин (REI 120 по ГОСТ 30247.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проёмы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции. 
  • Перед дверьми шахт лифтов ТПП должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рисунках 3 – 6 с размерами, указанными в соответствующих нормативных документах. 
  • При установке лифтов ТПП в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.
  • В случае установки лифта ТПП в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (рисунок 4 и 6) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих нормативных документах, а двери шахт - 30 мин (Е 30 по ГОСТ 30247.3, EI 30 по ГОСТ 30247.3, в зданиях повышенной этажности).Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96·10 м/кг.
  • Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов ТПП вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 120 мин и 60 мин соответственно (REI 120 и EI 60 по ГОСТ 30247.1, ГОСТ Р 53307-2009).
  • Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96·10 м/кг.
  • Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 60 мин (REI 60 по ГОСТ 30247.1).
  • Шахты лифтов ТПП, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре. Количество подаваемого воздуха следует определять расчётом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты - с учётом одной открытой двери на этаже пожара.
  • Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проёмах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.  

Комментарий.

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в статье 88 «Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках» по сути определяет, что лифты в высотном здании должны быть равнопрочным элементом системы пожарной безопасности. Из этого следует, что использование «пассажирских» лифтов с более низкими пределами огнестойкости ограждающих конструкций, дверей, кабин, шлейфов и пр. нежелательно, и в высотках предпочтительнее использовать все лифты в исполнении «лифты для пожарных».

Выводы

 Проектировщик высотного здания должен разработать проект, удовлетворяющий множеству требований – вытекающих из функционального назначения проектируемого сооружения, безопасности и экологичности, желания придать строению неповторимый архитектурный облик.

 Высотное здание подвергается многим опасностям, но всё же основная из них – это опасность пожара. Существующая статистика чрезвычайных происшествий в высотках полностью это подтверждает. Поэтому при проектировании высотных зданий вопрос пожарной безопасности стоит на первом месте.

 Лифт, как инженерная система, играет важнейшую роль в обеспечении пожарной безопасности. Поэтому лифтовое хозяйство должно проектироваться очень тщательно.

 Рассмотренные стандарты действительны для жилых зданий высотой до 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой не более 50 м. В других случаях систему пожарной безопасности необходимо проектировать индивидуально.

Жизнь и здоровье многих людей, живущих и работающих в высотных зданиях непосредственно зависят от того, с какой серьёзностью проектировщики и строители подойдут к обеспечению пожарной безопасности при проектировании и строительстве.

 Дополнительно следует учитывать, что имеющаяся неопределённость нормативной базы РФ по обеспечению безопасности высотных зданий позволяет застройщику «экономить» на безопасности и оказывать на проектировщика давление в целях сокращения сметной стоимости строительства и уменьшения потерь «полезной» площади, неизбежных при последовательном учёте требований безопасности.

30.09.2016


Правила портала и отказ от ответственности
Copyright © Информационный специализированный ресурс Лифтобзор.РУ
Проект B2B-Studio.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Запрещается полное или частичное копирование информации без письменного разрешения администрации сайта